Пифагор из древней Греции
Недавно я прочитал книгу "Космос", которую написал Карл Сейган, выдающийся астроном и лауреат Пултцеровской премии. В специальном предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал:
"
Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово "космос" для описания упорядоченной вселенной, доступной для человеческого понимания. Определенно, во вселенной существует порядок. Это не значит, что все находится в идеальном порядке, поскольку в свете научных исследований мы знаем, что вселенная постоянно меняется и в ней много хаотического. Тем не менее, космос, сочетающий упорядоченность и беспорядок, обладает бесконечной красотой.
Наши тела сделаны из звездной пыли. Наше тело состоит из тех же атомов, из которых состоят звезды. Мы дети звезд и звезды наш дом. Возможно, поэтому нас очаровывают звезды и Млечный путь.
Он продолжает:
" Азот, содержащийся в наших генах, кальций в зубах, железо в крови и углерод в нашем яблочном пироге были сделаны в космической кухне, на звезде. Наши тела сделаны из тех же частиц, из которых состоят звезды. Действительно, в очень глубоком смысле мы - дети звезд".
Д-р Сейган заключает, что человечество как наиболее продвинутый вид на Земле должно осторожно относится к проведению новых технических экспериментов и, как дети звезд, работать в гармонии с порядком, существующим в космосе. Кроме того, он абсолютно убежден, что жизнь в соотвествии с изменениями и состоянием вселенной необходима для сохранения нашей цивилизации.
Не будучи философским трудом, "Космос" содержит большую информацию о последних научных достижениях в области исследования космоса. И эта книга снова напоминает нам что вселенная - источник нашей жизни, и что наши жизни непосредственно связаны с ее порядком и изменениями. Имено в этом моменте, хотя и на основе абсолютно другого подхода, проявляется сходство с пониманием жизни в восточно-азиатской философии. Природа вселенной, раскрытая достижениями современной науки, другого порядка - намного сложнее системы мировоззрения, основанной на центральном положении ki и может быть понята на основе только материальных представлений. Но с точки зрения человечества, нашей жизни и нормального существования ее абсолютную суть можно считать совпадающей с содержащейся в азиатской философии. Что касается нормального существования, то азиатская философия включает четкие представления о связи человека и вселенной. По словам Учителя Уесиба необходимый путь - это "гармонизация ki вселенной и индивидуальной ki, контакт со всем сущим через ki и слияние с ki."
Вопрос о возможности научного обоснования концепции ki достаточно сложен. Здесь может быть использована концепция биологического ритма, разработанная лауреатом Нобелевской премии биологом д-ром Карлом фон Фришем. Она не включает непосредственно понятие ki, но дает некоторую информацию для размышления. В соответствии с этой теорией в процессе эволюции живые организмы, находившиеся под влиянием различных циклических изменений, синхронизировали с этими изменениями свою жизнь, выработав биологические ритмы, информация о которых закрепилась в генах. Следовательно, жизнедеятельность многих организмов может рассматриваться как проявление присущего им биологического ритма.
Ученые утверждают, что основа биологических ритмов была заложена в период образования нашей вселенной, когда 4,6 млрд. лет назад образовалась Солнечная система. Начало заложено в связанном с вращением Земли чередовании дня и ночи. 3 млрд. лет назад на фоне этого ритма возникли простейшие организмы. С разделением суши и моря на Земле появилась разнообразная жизнь, характеризующаяся комплексом биологических ритмов. Когда наши предки - древние люди появились на Земле 2 млн. лет назад, биологические ритмы стали очень тонкими и сложными.
В настоящее время известно, что мозг человека содержит 5 млрд. цепочек ДНК, что отражает комплексность биологических ритмов, однако известно также, что на нас в очень большой степени влияют основные природные ритмы: чередование дня и ночи, приливов и отливов, метеорологических и астрономических явлений.
Содержание раздела