Далее Учитель Уесиба развивает
Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной жизни: " Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ki и проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход waza (правильной техники).
Изменения дыхания, связанные с ki вселенной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта со вселенной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека."
Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными по мере развития мысли: "Тонкие изменения дыхания вызывают внутренние перемещения ki в теле. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда - медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации или единства разума и тела. Когда концентрация объединяет тело и разум, сила дыхания становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает само содержание и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве со вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki."
Из этого следует, что ki имеет две стороны единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на основе представлений древнекитайских мыслителей, однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через объединение ki, разума и тела. В процессе тренировки контакт человека с ki вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и каждое движение становится круговым вращением.
Объяснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и свободного проявления ki в том. что он видел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку отправления, мы обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее развить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни.
Содержание раздела