keiko занимает центральное положение
Тот факт, что
keiko занимает центральное положение в культурных искусствах Японии, включая чайную церемонию и аранжировку цветов, показывает уважение японцев к лучшему в древних традициях. Тренировки в середине зимы и в середине лета - тоже часть этого великого наследия. На основе рационального подхода мы могли бы найти аргументы против занятий в очень сильную жару и холод, но если мы это сделаем, то ничего не добьемся и можем забыть о keiko.
Если говорить о рациональной жизни, одним из продуктов современной цивилизации является воздушный кондиционер. В Токио в последние годы продажа кондиционеров достигла невиданных в истории масштабов, однако накопление тепла тысяч и тысяч их моторов, говорят, повысило температуру на несколько градусов, что дало для большинства жителей влажные и душные ночи. К тому же, резкий перепад температуры при входе с жаркой улицы в прохладную комнату с кондиционером у некоторых людей вызывает заболевания. Судьба современного человека такова, что пытаясь добиться рационального решения проблем он создает много новых проблем, требующих решения.
Мы все нуждаемся в рациональной жизни, но для человека столь же важна его потребность соединиться с природой, чтобы она очищала и питала тело и разум. Истинное значение тренировок ранним утром и специальных занятий зимой и летом может быть в том, что они дают людям возможность вступить в контакт с природой. Занятия боевым искусством, включающим лучшую часть традиционного будо, может быть единым для всех людей путем возврата к природе и поиска своих корней.
В первую очередь необходимо восстановление наших личностей и наших тел. Мы живем в условиях смены времен года, в жару и в холод, в ясные и дождливые дни. Для истинного соединения с природой важно также быть самим собой, быть способным ощущать радость и злость, счастье и печаль. Когда мы сопротивляемся природе ли игнорируем ее, мы оказываемся не в состоянии истинно проявлять весь диапазон человеческих эмоций. Этот компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны вернуться к природе, принять ее такой, какая она есть и восстановить естество наших личностей и тел.
В айкидо наибольшее удовлетворение мне доставляет то, что многие занимающиеся знакомы с этой проблемой и стараются восстановить свое естество и свою человечность в процессе тренировки. Эта цель занятий айкидо была центральной с самого его возникновения. Абсолютная естественность: взаимосвязь ин и янь
Учитель Уесиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания:
"В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо".
Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собственном образном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику? Что подразумевается под естественными движеньями? Могу ли я двигаться любым путем, который придет в голову?
Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: "Входи в форму и выходи из формы". И в искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но овладев ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит долгий путь к мастерству владения формой.
Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство ki вселенной и индивидуальной ki, принцип входа и сферического вращения на основе единства ki, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом.
Пожалуй, наиболее трудно уловить суть выражения "естественные движения". Это выражение настолько часто употребляется, что многие люди имеют свое, хотя и неправильное, представление о том что оно означает. Но, в самом деле, скольких людей, действительно живущих "естественно", мы знаем? Чем больше мы думаем о смысле слова "естественный", тем сложнее становится объяснить его.
Как должен ученик, занимающийся айкидо, понимать значение "естественных движений" и их связь с движениями, относящимися к изучаемому им искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо начать? Если привести сначала вывод, то я верю, что это означает точное и тщательное восприятие нами естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих на наши тела и нашу жизнь.
Что бы мы ни думали, существенно достичь прямого контакта и воспринимать в чистом виде изменения явлений природы - в атмосфере, погодных условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны открыть свои чувства и тела для природы и взаимодействовать с ней. При этом не надо ни заставлять ее удовлетворять нашим требованиям, ни специально исключать отдельные ее проявления, ни использовать е в своих собственных целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в глубь истинно реальной природы.
Содержание раздела