Универсальная и индивидуальная ki
Айкидо - это по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki (летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.
Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ki, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ki, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо.
Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство, айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех уровней и классов общества.
Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.
Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после П Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, айкидо отказывается присоединиться к такой системе классификации и остается верным исходному положению будо: тренировке и развитию духа.
Содержание раздела