Психотехника рукопашной схватки



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира



Отдельные школы японских боевых искусств


Традиция создания школ, в которых преподавалось бы сразу несколько разновидностей воинских или боевых искусств, существует в Японии с XV века. Именно тогда Индзаса Иэнао-Тойсай основал школу тэнсин-сёдэн катори синто-рю, оказавшую значительное влияние на общий ход эволюции японских боевых искусств феодальной эпохи. В этой школе изучается восемь дисциплин (школа существует до сих пор и в 1961 году даже была объявлена национальным достоянием): бо-дзюцу (работа с шестом или палкой), дзю-дзюцу, иай-дзюцу, кэн-дзюцу, нагината-дзюцу (работа с копьем), сэйдзё-дзюцу (работа с короткой палкой), сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов), тикудзё-дзюцу (работа с палочкой, умещающейся в ладони).

Многие школы были основаны в Японии в ХХ веке с учетом всего накопленного опыта развития боевых искусств в стране и за ее пределами.

В 1931 году мастер Мотидзуки Минору основал школу боевых искусств традиционной ориентации ёсэйкан-рю. С 1912 по 1928 год, начав заниматься в пятилетнем возрасте, Мотидзуки обучался дзюдо, причем одним из его учителей был сам Кано. В 1928—1931 годах мастер Мотидзуки изучал комплекс воинских искусств школы тэнсин-сёдэн катори синто-рю и одновременно постигал искусство кэн-дзюцу и дзё-дзюцу, айкидо (у Уэсибы Морихэя) и каратэ (у Фунакоси Гитина). Получив столь комплексную подготовку, Мотидзуки смог обеспечить в своей школе обучение по программе практически всех основных боевых искусств Японии: айки-дзюцу, дзю-дзюцу и дзюдо, дзё-дзюцу и бо-дзюцу, кэн-дзюцу и кэндо, а также каратэ.

Еще одной японской школой традиционной ориентации стала хакко-рю (“школа восьми лучей”), созданная в 1938—1941 годах мастером Окуямой Ёсидзи-Рюхо. В течение двенадцати лет Окуяма изучал дайто-рю айки-дзюцу и параллельно с ним еще семь боевых искусств: бо-дзюцу, кэн-дзюцу, кю-дзюцу, кусари-кама-дзюцу (искусство работы с серпом на цепи), сюрикэн-дзюцу (искусство метания острых предметов), яри-дзюцу (искусство работы с копьем) и окинавские стили каратэ. Восемь боевых искусств и стали “восьми лучами” школы Окуямы. Первоначально система называлась “госин бугэй”, но уже в 1941 году получила свое окончательное название. Помимо приемов боя голыми руками или с различными предметами, в школе хакко-рю также изучаются комплекс терапевтических приемов пальцевой акупунктуры (кохо-сиацу) и комплексы гимнастических упражнений для общего укрепления организма (кохо-госин-тайко). Техника хакко-рю основана на болевых захватах и замках на руки с последующими бросками либо удержаниями; удушающих приемах и парализующих точечных ударах. Философия хакко-рю основывается на единстве человека со Вселенной, что позволяет ему аккумулировать в организме космическую энергию “ки”.

Послевоенное боевое искусство начинает свою историю с создания школы тайкикэн (“кулак великой энергии”) мастером Саваи Кэнъити. В молодости он занимался дзюдо и кэндо, а затем уехал в Китай, где стал учеником мастера синъицюань Ван Сянчжая, практиковавшего одну из разновидностей этого стиля — дачэнцюань. Вернувшись в Японию, Саван, первоначально преподавал своим ученикам дачэнцюань, но постепенно переосмыслил некоторые его положения и создал собственную школу. Тайкикэн ориентирован исключительно на прикладное применение, основным видом тренировок являются учебные спарринги, проводимые только в естественных природных условиях как летом, так и зимой, большое внимание уделяется энергетическим упражнениям — работе с внутренней энергией ки. В тайкикэн практически не уделяется внимания ритуальным элементам и практике ката.

Синтезом дзюдо и айкидо является школа томики-рю, созданная мастером Томики Кэндзи. Его учителями были: в дзюдо — Кано Дзигоро, в айкидо — Уэсиба Морихэй. Элементы своей системы Томики показал еще в 1940 году в Кодокане, но ее окончательное оформление произошло только к концу 50-х годов. Соревнования по томики-рю проводятся по парным ката, разделам рандори-кёги — бой с безоружным противником; нинидори — бой с двумя безоружными противниками; тандори — бой с противником, вооруженным кинжалом.

Уже упоминалось о том, что китайское кулачное искусство цюаньшу в Японии получило название кэмпо (или кэнпо) — в соответствии с японским прочтением китайских иероглифов. По сути, этот термин явился обобщающим для китайских боевых искусств в Японии. В 1947 году мастер Накано Митиоми, известный под псевдонимом Со Досин, создал уникальную систему самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания — сёриндзи-кэнпо (“шаолиньское кулачное искусство” или “ кулачный бой монастыря Молодого леса”). С 1920 по 1946 год Накано жил в Китае и изучил там ряд стилей ушу, уделял большое внимание изучению даосизма, буддизма, конфуцианства, китайской магии и медицины. Мастер Вэнь Лаошэ раскрыл ему секреты шаолиньской школы ихэмэньцюань (“кулак Врат справедливости”) и провозгласил Накано своим преемником. Вернувшись в переживавшую огромные моральные и материальные трудности послевоенную Японию, Накано пришел к убеждению, что для духовного возрождения нации необходимо воодушевить молодежь не милитаристско-самурайским идеалом личности, а гуманным, ориентированным на взаимное сотрудничество и всеобщее благо. Средство для достижения этой цели Накано увидел в шаолиньской системе, соединяющей в себе боевые искусства с религиозной философией. В основу сёриндзи-кэнпо было положено учение Бодхидхармы о том, что для достижения просветления в равной мере необходимы железное здоровье, несгибаемый дух и миролюбивый характер. Их обретение возможно через практику боевых искусств и дыхательно-медитативные упражнения. Совершенствование тела в сёриндзи-кэнпо осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо). Гохо включает в себя защитные действия (уходы, уклоны, блоки) и контрудары. Дзюхо — это проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения. Эти приемы могут проводиться безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и связок, что зависит от степени агрессивности нападающего. Метод сэйхо включает в себя практику сидячей и динамической медитации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности.

В 1952 году мастер Тиба Сансю специально для сил самообороны и полиции разработал боевое искусство тосю-какуто, в котором синтезированы приемы айки-дзюцу, каратэ и кэмпо. Основной вид тренировок — поединки в жесткий контакт.