Основные ранги армии феодальной Японии
Копьеносцы, против
всадников-буси
Воин, предстающий перед нами в самых разных описаниях, в некоторых
отношениях вполне похож на любого представителя этой суровой профессии в других
странах мира. Так, он любит хорошее оружие и находит удовольствие в мастерском
владении им. Выше всего он ценит мужество и преданность своим товарищам по
оружию.
И тем не менее, в характере его
просматриваются специфически японские черты. Японский воин, по крайней мере,
тот, которого мы видим на страницах написанной в начале тринадцатого века «Хэйкэ
моногатари», кажется просто-таки ненасытно жаждущим славы. Что, впрочем, не
покажется таким уж удивительным, если принять во внимание существовавшие в то
время весьма привлекательные стимулы, побуждавшие стремиться к ней: так, воин,
захвативший в бою голову врага, особенно знатного, получал публичную
благодарность и награду. (По синтоистскому обычаю, воины протыкали кинжалами
пучки волос на головах поверженных врагов и несли их так, дабы избежать
оскверняющего соприкосновения с мертвым телом.) Но, пожалуй, еще более важным
было то, что воин, проявивший в сражении отвагу и храбрость, покрывал великой
славой не только себя, но и свою семью и свой клан. Многие молодые воины
предпочитали славную смерть в битве долгой жизни труса, лишенной всякого смысла.
В мирную эпоху Токугава (1600-1867) одной из главных проблем для самураев явился
вынужденный отказ от веками утвержденных ценностей в пользу монотонного
исполнения секретарских и управленческих обязанностей. Честь превыше всего — это
доказали многие японские солдаты в годы второй мировой войны.
Главным достоинством японского воина была
верность. Понятие верности в первую очередь соотносилось с главой клана. В
преданности клану можно выделить три уровня:
воин был ревностно предан своей семье,
семья — главе клана, а глава клана вместе с остальными вассалами — господину
(даймё). Преданная служба последнему порой продолжалась в течение многих
поколений. Более никаких обязательств воин не имел. Если в ходе войны господин
менял предпочтения и сегодняшние союзники назавтра становились врагами, самурай
без колебаний сражался с ними и убивал их.
Интересным представляется и то, как воины
раннего периода (Камакура) смотрели на самих себя. Самурай (буси) сёгуната
Камакура, созданного Ёритомо, гордился своими воинскими качествами и
презрительно относился к самодовольным «воинам» из придворных кругов,
преуспевшим более в стихосложении, чем в битве. Его отнюдь не беспокоило то, что
его считают некультурным и грубым.
«Буси (воин, самурай) был по
преимуществу выходцем из провинциальной аристократии, посвятившим себя делу
оружия... Его в первую очередь занимали вопросы, земли и меча... Поэтому буси, в
противоположность благовоспитанным кугэ (землевладельцы, жившие при дворе),
прежде всего ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из
лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил преданность,
честь, бесстрашие и скромность. Причем скромность признавалась, пожалуй, самым
главным достоинством, и не только потому, что буси жил на не столь уж обильные
дары земли, но потому, что роскошь неотвратимо приводила к слабости и немощи.
Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него
требовались жесткость, прямота и, прежде всего, действие... Буси жил суровой и
дисциплинированной жизнью, полностью подчиняя себя приказам и воле вышестоящих»
(Холл).
Содержание раздела