том, что бусидо обязывало преданного
вассала совершить сэппуку, если господин ведет себя недостойно. В таком случае
сэппуку было последним способом воззвать «к разуму и сердцу» господина, убедить
его в ошибочности его действий. В начале периода Токугава подобное сэппуку
совершил один местный чиновник.
Судзуки Сигэнари (младший брат
упоминавшегося нами Судзуки Сёсана, самурая, ставшего монахом) принимал активное
участие в подавлении сёгунатом «христианского» мятежа в Симабара (Кюсю) в
1637—1638 годах, после чего был назначен управляющим этой областью. Вскоре он
понял, что причиной восстания явилось не столько христианское вероисповедание
местных крестьян, сколько высокие налоги и многочисленные поборы. Он начал
выступать за снижение налогов. Его первая петиция к сёгунату осталась без
ответа. Когда же и второе обращение к центральным властям было отвергнуто, он
покинул свой пост. Попав в немилость и с единственной надеждой, что его смерть
обратит внимание сёгуната на порочную политику в области налогообложения,
Сигэнари вернулся в свой дом в Эдо и совершил сэппуку в знак протеста.