Ката
Схватить за плечо расслабившегося и потерявшего бдительность воина легко, тогда как пытаться схватить его после начала битвы весьма трудно. Именно поэтому вы сначала должны ослепить врага, чтобы схватить его левой или правой рукой.
Когда враг делает захват вашего плеча, вам следует левой рукой пресечь его попытку ослепить вас, или, когда он тянет, уже схватив, вы должны воспользоваться его движением, чтобы ударить его в мэн правой рукой и в солнечное сплетение — левой; после чего бросьте его вправо-назад от него.
В этом будзюцу вы должны быть особо внимательными, чтобы полностью объединить сознание, тело и усилие. Сила есть единение сознания и тела, и таким образом они должны работать вместе.
Если враг успел захватить ваше плечо левой рукой и тянет, одновременно пытаясь ударить в голову, следует тут же ударить его в мэн правым кулаком, отразить его правую руку своим левым кулаком, затем захватить его правое запястье обеими руками и, быстро шагая вперёд левой ногой и поворачиваясь, бросить врага на спину.
(Обычно левое -ян, правое -инь, но в движении все иначе. ) Ещё в древности говорили, что боги передали будзюцу Императору, а он передал его военачальникам.
Божественный урок заключён в той истине, что вся сила состоит из движения и покоя, свёртывания и развёртывания, разделения и соединения, и если это будет искренне отражено в вашей ежедневной практике воспитания тела, то тогда можно будет вести разговор о будо.
Когда враг начинает захват вашего плеча, вы должны двигаться с намерением диагонально разрубить его плечо из хассо, или нанести удар по его ноге. Когда он пытается рубить по вашему плечу из хассо или из дайдзёдан, вы должны увлечь его меч, ощущая то самое плечо, которое является его мишенью, и или войти вперёд правой ногой, срубая его вниз, или шагнуть назад левой ногой, проваливая его.
В старину в кэнпо была тактика, согласно которой вы даёте врагу порезать вашу кожу, чтобы рассечь его плоть, или позволяете ему рассечь вашу плоть, чтобы разрубить его кости. Это была боевая техника, где приходилось оставаться спокойным даже под быстрыми взмахами его меча, рассекая плоть врага в тот самый момент, когда он режет вашу кожу. Однако сегодня мы порицаем даже жертвование своей кожей.
'Буквально - "увлечь... духом того самого плеча... "
Не должно быть позволено кому либо порезать даже нашу кожу, потому что это, в конце концов, опасно и вредит телу. Следует победить врага, не допуская этого. То есть, когда вы управляете им с помощью вашего сознания, вы можете нанести ему поражение без вреда для вашего тела.
Нужно практиковать будо так, чтобы "управление" и "нанесение поражения" были одним и тем же. Техника рассечения плоти врага давая ему разрезать свою кожу - это техника мастера, и она не может использоваться всеми японцами. Во время войны опасно делать даже малые жертвы, хотя бы это и означало уничтожение врага. Настоящее будзюцу — победить врага, не теряя ни одного человека.
Победите врага, сохраняя безопасное и неуязвимое положение. Заставьте его подчиниться, не жертвуя и толикой себя. Это наиболее необходимый вывод для практики вашего будо.
Делая один этот шаг вперёд, вам нужно тренироваться до тех пор, пока у вас не исчезнут уязвимые места, которыми мог бы воспользоваться противник.
Итак, в то мгновение, когда противник захватил ваше плечо, ударьте его в лицо, шагните вперёд левой ногой, захватите его правое запястье и поверните, затем резко опустите его вниз и вперёд; но всё это должно быть сделано работой кокоро. Когда сознание (кокоро) проявляется в вашем теле, всё происходит согласно кокоро. Здесь и сейчас мы тренируем тело, но плодом всех усилий является тренировка сознания или духа (кокоро).
Когда противник начинает захват вашего плеча и тянет, вы действуете в соответствии с этим его намерением (кокоро) и используя его, подаёте своё плечо. Всё это демонстрирует, что будзюцу — это выражение сознания. Постольку поскольку воля тянуть за плечо приходит в сознание или сердце (кокоро) врага, другой стороне необходимо уже осознавать это намерение (кокоро).
Повторяю, использовать сознание (кокоро), управляя противником так, чтобы он захватил ваше плечо, есть будзюцу, и, если вы понимаете это, победа над ним легка. Но понимания этого только умом (кокоро) недостаточно. Вам нужно понять и реализовать эту истину вашим телом. Именно это действительно может быть названо упражнением в будзюцу. В будзюцу есть крики подобные "эй!", "йа!", "то!" или "ха!". Но это не всё, криков должно быть столько же, сколько слов могут произнести японцы.
В киаи важно выбрасывать голос подобно оружию, так как котодама складывается из объединения голоса, сознания и ритма (выбора момента или импульса) и соединяет их с физическим телом во взаимодействии с кокю Вселенной. Когда вы начнёте объединять ваши голос, тело и кокоро, техники станут действенными. С объединением тела и души (тамасии) упражнение и полировка этой великой силы тем более осуществимы и становятся истинной практикой будзюцу.
Работая в этом направлении, вы сможете понять, как управлять ударом противника с помощью вашего меча. Великая сила (или дух) будзюцу простирается над местом тренировки и покрывает сердца (кокоро) и тела тренирующихся. Чем больше человек тренируется, тем больше накапливается этот дух, вы можете стать великим столпом будзюцу.
Вы должны всю свою душу и сердце посвятить тренировке, храня в сознании тот принцип, в котором, по милости ками, всё ки будзюцу соединяется с духами Ягю Дзюбэя, Цука хара Бокудэн и других древних знатоков и мастеров.
Буквально — ками. Согласно синтоистским представлениям, умершие люди становятся ками; если речь идёт о выдающемся человеке, то после смерти он почитается отдельно под собственным именем. Например, посмертное имя Уэсиба Морихэя - Айки-но микото, что значит "Божество айки", его святилище Айки дзиндзя находится в Ивами, префектура Ибараки.
Вы должны объединиться со вселенским кокю и упражняться каждый день, делая своё тело единым с этой "душой слов" которая была дана нам, человеческим существам. Так что в любой ситуации вы можете рубить с криком "эй!" и отражать с "йа!" и выходить из боя с "то!". На самом деле, только если двое обладают одинаковым мастерством и решимостью и ни один не имеет уязвимых мест, они могут выйти из схватки с "то!", если же одна сторона имеет бреши, противник нанесёт удар с "эй! - йа!".
В средневековье противники вступали в схватку с "эй!" и "йа!", выходили из неё с "то!", и со следующими "эй! — йа!" она заканчивалась. Так они взаимно накапливали навык в неимении суки (уязвимых мест).
Если вы сумели накопить некоторый объём самоотверженной, непрерывной практики, то, когда случится настоящий поединок, вы увидите врага поверженным ещё до того, как подняли руку. Это очень интересно уметь применять технику и бросать его как угодно. Вам следует тренироваться с верой, что, когда вы самоотверженны, техники достигают своей цели.
Содержание раздела