На главную

F-14 Геометрия

Крылья сверхзвуковых истребителей должны быть очень тонкими, относительная толщина профиля обычно составляет всего около 3%. Но одновременно они должны быть прочными и оснащёнными сложными средствами механизации для сохранения эффективности на малых скоростях. Благодаря изменению стреловидности было создано крыло, способное сочетать отличны разгонные характеристики, хорошую устойчивость на виражах, необходимую управляемость во всём диапазоне скоростей и пониженные требования к тяге. Крыло Ф- 14 в отличие от обычного сверхзвукового крыла больше напоминает несущие поверхности дозвукового самоёта. Это означает, что крыло может иметь более тонкую обшивку, а значит - меньшую массу и оборудоваться развитыми подвижными поверхностями для увеличения подъёмной силы. Относительное удлинение может быть намного выше, что тоже повышает аэродинамическую эффективность.

Ещё один плюс - достижение компромисса между многими переманенными. Неподвижное крыло должно быть больше по размеру и соответственно больше весить. Крыло изменяемой стреловидности фактически меняет свою площадь, но важно и то, что изменяется "вклад" крыла в общую подъёмную силу планера самолёта, в которой становится значительными на высоких скоростях и больших углах стреловидности и "вклад" фюзеляжа.

Для взлёта, посадки и барражирования на малой скорости консоли крыла устанавливаются на минимальный угол стреловидности 20 градусов. Для сверхзвукового полёта они разворачиваются назад на 68 градусов, а для уменьшения габаритов машины при хранении на авианосце - складываются под углом 75 градусов. Крыло Томкат оснащено автоматическим программным механизмом изменения стреловидности, отклоняющим консоли в соответствии с высотой и скоростью полёта. Механизм работает по данным, получаемым от приёмника воздушных давлений, температуры и угла атаки, которые анализируются процессором обработки воздушных сигналов. На самолёте Блок 90 применён новый процессор Гарретт повышенной надёжности. Когда угол стреловидности превышает 62 градуса, из системы управления отключаются спойлеры. После этого управление по крену осуществляется дифференциально отклоняемыми стабилизаторами.
Первоисточник

Авиация

Авиация (от французского aviation с происхождением от латинского avis – птица) – теория и практика полета в атмосфере, а также объединяющие понятия связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения и контроля безопасности полетов создается специальная авиационная инфраструктура.

История.
Первые летательные аппараты появились в Китае (559 год – использования для полета воздушного змея), Греции (В 400 годах до н.э. Архит Таретский использовал механическую птицу) и Испании (планеры).

В Европе.
Леонардо да Винчи создал чертеж планера. Очень серьезное влияние на теорию и практику полета оказали труды немецкого ученого О. Лилиенталя. Первые полеты были осуществлены:
  • С 1891 по 1896 годы Отто Лилиенталем, который спроектировал, построил и самостоятельно облетал несколько планеров;
  • 17 декабря 1903 года состоялся первый успешный полет на самолете, изготовленном американскими механиками братьями Уилбер и Орвилл Райт. Он был оборудован двигателем внутреннего сгорания, работавшем на киросине;
  • Поль Корню в 1907 году разработал и создал первый пилотируемый вертолет, который успешно поднялся над землей;
  • Первые пилотажно-навигационные приборы были разработаны Джимми Дулиттлом в 1929 году;
  • Англия и Германия в 1930-е годы начали разработку реактивного двигателя;
  • В 1939 году в Германии был впервые успешно применен реактивный самолет Heinkel He 178;
  • Чарльз Йегер в октябре 1947 года превысил звуковой барьер на самолете с ракетным двигателем Bell X-1;
  • В 1961 году был осуществлен первый пилотируемый орбитальный полет.


В России.
Эпоха авиации в России открыта изобретателем контр-адмиралом А.Ф. Можайским. Он разработал и изготовил воздухоплавательный снаряд (самолет) в натуральную величину в 1882 году. Однако конструкция так и не смогла подняться в воздух.

Причинами неудач испытаний были: очень большая масса и неприспособленность паровых двигателей к условиям авиации, а также отсутствие теории полета, из-за чего самолеты строились наобум пионерами авиации.
Читать дальше...