МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНЕ(3)

Согласно международному опыту, отрасль образования характеризуется ог-раниченными возможностями коммерциализации и преобладанием государственного сектора в системе взаимодействия с негосударственным. Указанные императивы особенно выражены в условиях Российской Федерации. Переход к децентрализованной системе образования, недостаточное финансирование образовательной отрасли, развитие рынка образовательных услуг создают необходимость выработки новой системы управления образованием в условиях рыночной трансформации, основанной на применении экономических методов и инструментов. В данном контексте образование является перспективной «нишей» для развития маркетинга как одного из направлений, связанных с управлением. Система образования в России за последние годы претерпела ряд существенных трансформационных модификаций, которые реструктуризировали ее имманентное содержание. Указанные процессы являются следствием изменения социально-экономических условий, ведущих к развитию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Развитие конкурентного рыночного пространства в данной сфере является катализатором применения маркетингового подхода в управлении образовательным процессом в регионе.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Реализация указанного подхода в управлении образовательным учреждением предполагает изучение и формирование стратегии и тактики взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг, образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, посреднических структур, которые производят, покупают и потребляют эти услуги. Согласно Е.Б. Карпову, М.Б. Дементьеву и ряду других авторов, под маркетингом образовательных услуг понимается управление предложением образовательных услуг учебного заведения, ориентируемым на требования рынка труда, с активным формированием спроса на прогрессивные образовательные услуги и обеспечение трудоустройства подготовленных специалистов.

В данном контексте необходимо рассматривать региональный рынок образовательных услуг в функциональном взаимодействии с региональным рынком труда. С точки зрения системных позиций, региональная система образования является открытой системой и находится под влиянием регионального рынка труда. Региональный рынок труда включает «выход» указанной системы, и поэтому основной целью управления образовательным пространством региона является перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями на рынке труда. Применение маркетинговой концепции в управлении образовательной системой региона подразумевает ориентацию деятельности образовательных учреждений в условиях развития рыночных отношений как на непосредственного потребителя образовательной услуги, так и на рынок труда в регионе, так как «выход» системы образования является «входом» регионального рынка труда. В экономической литературе, в некоторых нормативных документах встречаются различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы... и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов». По сути, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики нового нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации. В действительности развитие системы образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т. е. между вузом и предприятием), а на «входе» (между абитуриентом и его родителями - с одной стороны и вузом - с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. В этой связи возникают структурные диспропорции между рынком труда и рынком образовательных услуг.


[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]