На главную

Зафиксированные факты

Зафиксированные факты повторяемости перекрывания лошадей сохатыми, сохатых быками, быков лошадьми и т. д. свидетельствуют в пользу одновременности их создания, т. е. создания в одну эпоху, что подтверждается единством стиля этих изображений". После такой посылки совершенно алогичным звучит вывод, который делают авторы далее: "На Шалаболинских скалах есть случаи перекрывания ранних изображений рисунками окуневского времени. Именно поэтому можно говорить о доокуневских композициях, широко представленных на Шалаболинских скалах". Действительно, с одной стороны, авторы пишут о том, что многократное перекрытие ещё не говорит о существенной хронологической разнице рисунков, с другой - тут же разделяют их на окуневские и доокуневские.

Беда в том, что авторы не учитывают, что окуневские изображения наносились и краской, и выбивкой, и граффити, причём сочетания этих различных способов исполнения рисунка нередко встречаются на одних композициях и одних рисунках!. Достаточно вариабельны и персонажи наскальных изображений окуневской культуры, где присутствуют рисунки как домашних, так и диких животных.

Если же мы посмотрим на рассматриваемые Б. Н. Пяткиным и А. И. Мартыновым комплексы с точки зрения отмеченных выше нами стилистических особенностей, характерных только для окуневского искусства, то мы увидим, что и на камне 74, и на камне 102 изображения быков имеют рога, нарисованные в типичной для данной культуры манере. За это говорит и статичность позы изображенных животных. Кстати сказать, М. П. Грязнов считал изображения быков Шалаболина окуневски-ми.

К этой же точке зрения присоединялся А. А. Формозов. Дополнительные аргументы высказываемого нами предположения мы находим в монографии Я. А. Шера, где собраны случаи, взятые из петроглифов Енисея. Там быки изображены, по нашему мнению, с характерными для окуневского искусства особенностями, перекрыты изображениями лосей, выполненных в ангарском стиле. Причем туловище одного из быков изображено в скелетной манере, что сближает его с быком второй Турочакской писаницы.
Читать статью

Отношения особей

Утверждение по поводу репродуктивных отношений конспецифичных особей в той мере, в какой оно преподано в приведенном ранее определении, рождает неверное представление о реальных целях и способах оценки этих отношений при выделении видов.

Особи в этом случае выступают не сами по себе, а как представители конкретных фенонов и, таким образом, оцениваются репродуктивные отношения не особей, а фенонов. Это позволяет обобщать результаты, полученные на протяжении периода существования данного фенона в составе данной совокупности особей, длительность которого много больше, чем длительность жизни отдельной особи.

Заметим, что фенон как множество особей в течение этого периода остается самим собой лишь в том смысле, что сохраняет соответствие описанию, данному ему исследователем. Характеристики фенона, не отраженные в описании, могут в это время сколь угодно меняться. Именно поэтому мы предпочитали квалифицировать такую ситуацию как квазистатичную.

Обоснованно оценить репродуктивные отношения фенонов удается, только если это феноны локальные, входящие в состав совокупности совместно обитающих особей. Соответственно полученные оценки могут быть использованы только для выделения безмерных видов. Задача состоит в том, чтобы оценить частоту, а не возможность скрещивания представителей локальных фенонов во всех сочетаниях, причем скрещиваний эффективных, т. е. таких, от которых происходит плодовитое потомство.

Скрещивание устанавливается как факт по обнаружению особей в составе брачной пары или как высоко вероятное событие на основе единовременного обнаружения особей в состоянии готовности к размножению на местах размножения. При отсутствии полового диморфизма часто оказывается, что члены локального фенона в подавляющем большинстве случаев скрещиваются друг с другом.

Утверждение, что скрещивания между членами одного фенона в подобном случае эффективны, принимается без специальных доказательств, поскольку иначе нельзя объяснить существование данного локального фенона на протяжении жизни ряда поколений. Ниоткуда не следует, однако, ни что каждая особь данного фенона может скрещиваться с каждой другой, принадлежащей к этому фенону особью противоположного пола, ни что от каждого скрещивания происходит плодовитое потомство.
Первоисточник