Да-цзе-шу

О школах и школьниках






Школы боевых искусств принято разделять на «внешние» и «внутренние». Это разделение более глубоко и многопланово, чем полагают многие европейские и американские специа­листы — например, Р.Хаберзетцер — считающий деление на «внешние» и «внутренние» школы аналогичным делению на «жесткие» и «мягкие». Однако дзю-до — «путь гибкости» и дзю-дзюцу — «искусство гибкости» — типичные «внешние» школы, а син-и-цюань, при выполнении комплексов которого трясутся стены и о животы адептов которого профессиональ­ные бойцы ломают себе руки — тем не менее всеми признан­ный «внутренний» стиль.

Основой разделения школ служат различные методы с со­знанием ученика: характерной чертой «внешних» можно счи­тать создание своеобразной суровой «обучающей среды»:

«внешнего» дисциплинарного каркаса, искусственно форми­рующего пригодную к выживанию в экстремальных ситуаци­ях личность; «внутренние» же школы ставят перед собой цель раскрытия «истинной природы» конкретного человека, вос­питание в нем самом определенных жизненных установок, что делает невозможным существование каких-либо конкретных рекомендаций по методике подготовки или ведения боя, за исключением основоопределяющих моментов — «пять перво­элементов» син-и-цюань; «восемнадцать форм ладони» ба-гуа-чжан; «тринадцать принципов» тайцзи-цюань.

Никаких особых секретов в методике или технике нет ни у внутренних, ни тем более у внешних школ. Единственной цен­ностью в них является упомянутая выше обучающая Среда — а ее законы очень суровы. Войти в коллектив школы очень трудно, а вылететь — проще простого. Более того, все без ис­ключения школьные методики основаны прежде всего на глубокой перестройке личности ученика в согласии с принци­пами искусства. Так что мечтатели должны призадуматься:

ведь из школы выходит уже совершенно другой человек, с совсем другими привычками и интересами. Большинство со­временных любителей спортивных единоборств на это не со­гласятся.

Очень редкий человек способен пройти через школу — ведь он более всего дорожит личностью. Как правило, тем бо­лее, чем ничтожнее эта самая личность. И чем невежественнее человек, тем более придирчиво он приценивается к мастерам — ведь он не хочет учиться ни у кого иного, кроме убеленного сединами старца с 10 даном.

Болезненное отношение к собственной личности, по-мое­му, вызвано именно тем, что большинство представлений о ее строении не соответствует действительности, а реальный пси­хотренинг подразумевает именно кардинальную перестройку личности, разрушение иллюзорных стереотипов. Неприятие жесткого психотренинга для западного типа сознания являет­ся одной из основных причин, по которым учение традицион­ных воинских школ низводится до ликбеза спортивного ку­лачного боя.

На Западе сейчас очень модно учиться. Учиться только для того, чтобы рассказывать кому-нибудь потом — я учился у «самого-самого». Он даже готов пару раз поесть палочками, «отсидеть» как-нибудь храмовую службу, сняться в фас и в профиль на фоне монастыря и купить «на память» черный пояс заодно с дипломом об окончании школы.

Эти люди не понимают, что черный пояс сам по себе ни­чего не значит. Даже серьезно изучив классическую програм­му первого дана, человек всего-навсего готов к серьезной уче­бе по своей программе. 1-й дан — это лишь первый класс настоящей школы.

Чем может гордиться первоклассник? Тем, что умеет чи­тать то, что написали другие?

А теперь, с этих позиций взгляните на любые соревнова­ния по каратэ... На татами — 1-е, 2-е, 3-й даны. Изредка 4-е. Восьмые и десятые — почетные гости: они судят.

«Старшеклассники» наблюдают за неуклюжей возней «малышей».

Как в 4-м классе кончается начальная школа — так и на уровне 4—5 дана приходит пора «внутренней» работы? Пав­линий хвост разнообразных техник скромно сворачивается — опять прямой удар кулаком, прямой удар ногой. Вот это — начало настоящего каратэ. Эти люди начали постигать его внутреннюю суть. Этот цуки уже реально опасен. Этот пинок действительно может убить. Это серьезно.

Много ли европейцев или американцев — я не имею в виду бывших эмигрантов-азиатов, — много ли существует их, зас­луживших, по настоящему заработавших свой 5-й дан? Не «по­сещавших», а реально работавших в школе?

Попав на Запад, многие «наставники» сегодня торгуют не только поясами, но уже и свидетельствами «инка» о том, что человек получил «полное и окончательное просветление», т.е. является без малого живым Буддой! А потом это приводит к тому, что серьезный цветной пояс валит, как куклу, «сэнсэя» с 4-м или даже 5-м даном, а «просветленный» отвечает на воп­росы как попугай, изрекая подходящие по случаю цитаты из патриархов...

Так что, мечтая о далеких монастырях — тренируйтесь сами, хоть создавайте свою школу — а любая техника сейчас не такой уж и секрет — было бы желание.




Содержание раздела