Модель системы подготовки в каратэ.
Это не реставрация по доступным источникам, а скорее – размышление.
Особенности подготовки: этапность, сознательное сужение арсенала, СПФ (специальная физическая подготовка).
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цели: подготовка кандидатов (абитуриентов ;-))) к тренировкам. Включение в систему школы. Навыки владения телом.
Примерное содержание:
Физ. подготовка: выносливость, сила, гибкость.
Техника: цки, 3 блока (в базовом варианте), стойки и перемещения (как первоначальная постановка «движка»)
СПФ: набивка тела (железная рубашка)
На данном этапе происходит и отсев тех, кто не будет заниматься. Остальные – получают начальные навыки движений «по школе», знакомятся с дисциплиной, наращивают физ. кондиции для обучения, учатся терпеть боль. Одним словом после этого этапа «учеников» можно учить, не отвлекаясь на «организационные вопросы» (сюда и элементарная выносливость входит ;-))), а сосредоточившись на обучении.
Продолжительность – я думаю 3-6 мес.
2 этап ПОДГОТОВКА БОЙЦА
Цели: подготовка бойцов, владеющих определенным техническим арсеналом, физ. подготовленных и способных драться этим арсеналом.
Примерное содержание:
Физ. подготовка – те же качества. Сначала услиливается, а потом, с середины этапа чуть уменьшается по времени, но увеличивается по интенсивности.
Техника: блоки в «развернутом» виде, цки, маэ-гери (это «обязательный арсенал»), 1-2 броска, 1-2 добивания, и парочка ударов руками (например локтем и уракен). Вся техника сводится в 1-2 ката. См. ниже.
СПФ: «железная рубашка», изучение Санчин, работа с булавами (чиши).
Постановка техники:
q Разучивание индивидуально
q Проработка на снарядах (атака) и в парах (защита)
q Проработка комбинаций по усложнению: атака-защита, атак-защита-контратака, атака-защита-атака-защита… и т.д. В общем: на шаг, 3 шага, 5 шагов…
q Работа с ката (см. следующий раздел)
q Кумитэ
Продолжительность – до 1,5 лет
3 этап РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА
По подобию 2-го этапа, но с расширением техники и углублением ;-)))))
Замечания
Изучение технического арсенала желательно проводить в «ретро-порядке» (в обратном порядке) т.е. сначала отрабатываются добивания, потом боевые комбинации, которые связываются с добиваниями, потом завязки боя, которые увязываются с боевыми комбинациями. Таким образом, изучая тактический элемент, ученик УЖЕ ЗНАЕТ к чему этот элемент должен подводить, что будет дальше. (Аналоги – исследование операций в высшей математике, шахматы…)
После освоения технического арсенала желателен небольшой «факультатив» тай-бокса (или ирикуми) – как расширение техники, знакомство с техникой «наиболее вероятного противника», и работа над «контраргументами».
К кумитэ не следует переходить пока не накатан «движок», чтобы ученики не скатывались к привычному эталону боксирования.
Содержание раздела