Расшифровка техники движений именуемых «блок»
Хм... а что делать если соперник тоже владеет «ТЭ»? Нужна какая-то контр техника, «контрТЭ» Есть такая? Есть! Это то, что в современном каратэ именуют блоками. И драться которыми можно после 5-10 лет подготовки, когда по скорости движений и реакции будешь на пару порядков выше соперника. Так вот:
То, что именуют в каратэ блоками, на самом деле является сложным защитным движением с выходом на контратаку и применяется как от захватов соперника так и от одиночных и двойных ударов руками.
Запомним:
ТЭ – «двурукое»!Т.е. обе руки работают одновременно и в системе! Причем с корпусом и с ногами (понижение ЦТ во время рывка на себя)
Берем теперь классические т.н. «блоки», там везде выполняется второй рукой движение (либо она выставлена вперед), а только потом – хикитэ. Так вот в варианте когда вас захватили за руку (вот она впереди!) делаем хикитэ (с разворотом кулака! И рывком к бедрам! – выкручиваем, вырываем свою руку) а вторая рука, выполняя движение по классической траектории выполняет захват руки агрессора. Или сбивает руку, отрывая ее от своей. Если дело подошло к ударам, то 1-я рука (которая впереди) выполняет парирование ладонью отклоняя удар и частично подтормаживая его, а вторая, выполняя движение по классической траектории выполняет захват руки. Все просто и логично. И получается как в анекдоте: «Задача сведена к предыдущей»! Только ньюанс – захват и сразу – хикитэ(рывок) + удар. В случае если противник двойку бьет добавляется парирование «захватывающей рукой».
Все три варианта проще показать (или нарисовать), чем описать.Обобщенно: вначале 1-я рука отклоняет удар, а вторая, «счищающим» движением по 1-й, выходит на захват..(Если кто знаком с Санчин – торагучи). И тут же: хикитэ+удар.
Немного разбавим общие фразы конкретным примером. Я опишу блок аге-уке. Классику и как я ее понимаю.
Итак…
Вид сверху. По стадиям. И по-классике. Именно так! J
1. И.П. Руки вдоль тела. Ноги на ширине плеч. Противник начинает удар (прямой), мы – блок аге-укэ правой.
2. Левая рука, согнутая в локте совершает рывок перед телом снизу вверх. Правая – к бедру, в кулак. Тело «взводится» как пружина
3. Пружина начинает раскручиваться: левая уходит вниз, правая «счищающим» движением по левой идет вверх.
4. Конечное положение.
Если посмотреть по «тактам» (временным отрезкам), то видим – на блок уходит 1,5 такта. Удар занимает – 1 такт. Т.е. на рис. А-3 мы удар и получим. Если по классике. И если ОДНОВРЕМЕННО с началом удара начали делать блок! А если опоздаем?
(тут я прошу учесть следующее: скорости у партнеров берем одинаковыми. И удар берем занимающим 1 такт, это конечно приближение, но «близкое» J к реальности, и необходимое для дальнейших рассуждений.)
Получается, что при классике мы ВСЕГДА будем опаздывать с блоком, даже если начали ОДНОВРЕМЕННО!
Теперь сделаем вот, что: выполним тот же аге-укэ, но открытыми ладонями. И обратим внимание на левую руку. Представим себе тычок палкой в голову. (Руку рисовать дольше J) Стадии совпадают с рис. А.
Получается довольно логичная конструкция… Серьезно: парировали ладонью (защитились), а потом конечность захватываем. И движения рук будут плавнее. И естественнее. И на ушу больше будет смахивать. И «хикитэ» тянуться будет правда не к бедру, а к солнечному сплетению. Теперь атакующий вариант т.н. блока (не парирования – блока движений! J) Рисунок Б. Левая рука – хлест по глазам (2), потом правой захватываем. J
Зачем же нужны «блоки»?
1. «Маскировка» техники. Стали каратэ в школах преподавать – и стали нужны блоки. Попробуй с бандитами, обученными государством потом справиться! J
2. Блоки – это подводящие упражнения для массового обучения (движения просты и «прямолинейны», удобно выполнять под счет)
3. Наработка блоков – это СПФ для мышц и суставов.
4. Наработка блоков на удары позволяет повысить скорость. Чтобы успеть я БУДУ ВЫНУЖДЕН ускорияться!
5. Блок – это пример многоцелевого движения, кот. Может быть использовано по-разному.
Все основные блоки каратэ (4 шт.) имеют подобную развертку, только прихват по-разному идет – где ладонью, а где и «крюком»!
Еще хочу отметить: Окинава не сильно большой остров (народу на начало ХХ в. будет по-меньше наверно чем в Москве), одежда – почти стандартная – с длинными рукавами (и на кимоно похоже), боксеров (КМС и выше) на тот момент тоже малова-то… основной удар руками – прямой.
Содержание раздела