Традиционное Ушу и Спортивное Ушу
Традиционное Ушу и Спортивное Ушу
Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в прошлое понимание Ушу как «Пути». Сегодня оно представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «...является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».
Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и противопоставляют ему «народное».
Тогда,
когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.
- Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]
- Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. [Для «черных поясов»: Ката, оружие]
- Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники (энергетика)]
Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.
Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:
- осмысленным движением и позами;
- правильным дыханием;
- особым состоянием ума.
Причем
в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.
Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата менее известны.
Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.
По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть гунфу. «Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо» - так высоко в древности ценили это умение.
В чем же конкретно заключались упражнения в работе со стихиями?
- Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке. Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с палками, копьями и т.п.
- Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией.
· На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.
· На втором этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи ударами рук, ног и т.п.
- Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах земного грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или целиком. Сюда же относятся проверочные упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных блоков.
- Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, концентрация, рубка, резание, сверление. Кроме того, вырабатывалось умение преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и т.п.
- Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания. Цель работы с этим элементом - научиться действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко выдерживать перепады температур. Сюда же относятся упражнения по разбиванию плавающих в воде досок, ледяных глыб.
Для работы со стихиями существует особая техника, известная под названием «упражнение
цигун» (ци - энергия, гун - работа). По сути,
это различные способы тренировки психики и сознания
(см. статью Цигун боевой).
В древнекитайских трактатах изложены основные правила боевых единоборств Ушу. Написаны они образным, удивительно поэтичным языком, но мы ограничимся лишь краткой характеристикой этого своеобразного свода техники Ушу:
Содержание раздела