С давних времен религии проповедовали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, который, как кажется, идет вне сферы влияния человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетенным. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а достигнув этой цели ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?
Интересно, что в истории Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (bugei), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (budo), направленного к совершенствованию личности человека за счет соединения разума, тела и духа. С начала 17 века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путем чайной церемонии, Путем стихосложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.
Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический, психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (kata). Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет ее бессчетное число раз, пока полностью на овладеет ей. Слова не произносятся и объяснения не даются; обучение зависит от ученика. При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней.
Это соединение осуществляется потому, что с самого начала происходят внутренние психологические изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и при этом уменьшает упрямство, искореняет свое вольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При этом начинают проявляться его или ее настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной тренировки.
Дух айкидо
Основа духовного мастерства в том, что личное сознание становится безличным сознанием. В любом боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для пути владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения
Айки - тактика в повседневной жизни
Было бы относительно легко написать о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты навсегда изгнаны из наших жизней.
Конфликт
Конфликт необходим для жизни в целом. Вы не можете его избежать, да вы и не должны этого хотеть. Конфликт – это нечто противостоящее воле, принципам, силам.
Конфликт – это больше, чем проблема "драться или убегать?"
Как мы уже неоднократно говорили, в любой конфликтной ситуации у вас есть выбор возможных стратегий или способов ответных действий. Проблема большинства людей заключается в том, что они забывают об этом факте и становятся приверженцами какого-нибудь одного отдельно взятого способа ответной реакции
Ваши средства разрешения конфликта
В системе айки-тактики нападающий обозначается верхним заштрихованным треугольником
Центрирование
Все дело в равновесии. Наша обычная речь изобилует словами и концепциями равновесия. На фасадах наших судов мы видим римских или греческих женщин в прозрачных одеяниях с повязками на глазах, постоянно держащих весы, чтобы показать нам, что правосудие беспристрастно и справедливо
Айки
Мы знаем, что человеческое общество построено на основе этих уз (любви и дружбы), но мы должны признать тот факт, что эти узы стали слишком ограниченными, чтобы вместить все, что они должны вмещать. Они предотвращают агрессию только между теми, кто знает друг друга и является друзьями, в то время как должна быть остановлена вражда между всеми людьми всех наций или идеологий
Айки и круговая атака
То, что люди говорят за вашей спиной, и есть ваше положение в сообществе. В боевых искусствах, да и с уличной точки зрения, круговая атака — это атака, которую вы не видите.
Один день из жизни
Не хвались завтрашним днем; потому что не знаешь, что родит тот день. Перефразируя поэта: к тому времени, как пройдет следующая тысяча лет, мы уже забудем наши нынешние невзгоды. Но пока что каждый прожитый нами день полон подъемов весьма высоких и спадов весьма низких
Геометрия: форма конфликта
Наикратчайшим расстоянием между вами и другим объектом является прямая линия.
Множественная атака
Ураган чудес дует непрестанно. Днем и ночью это необыкновенное явление вздымается вокруг нас со всех сторон и (не менее удивительно) ни в малейшей степени не беспокоит волшебного спокойствия творения. Это буйство и есть гармония.
Но не сложно ли измениться?
Но это не так сложно и не так травматично, как изменение давида перед лицом ахиша, короля гата. Айки-тактика не просит вас симулировать сумасшествие. И, наоборот, если вы попробуете применить айки-тактику, люди не заметят исходящего от вас свечения и не будут подходить к вам на улице, чтобы спросить, почему вы выглядите настолько уверенными
Теперь попробуйте сами
Тот, кто не принимает новых лекарств, должен ожидать старых болезней. Прежде чем вы выскочите на улицу в поисках первого атакующего, вам, возможно, было бы полезно пройти маленький тест по айки-тактике, чтобы посмотреть, чему вы научились.
Самый злобный агрессор из всех
Это не коммунист или фашист, не ку-клукс-клановец, не психопат и не наемный убийца в толпе. Агрессор—это вы. Жертва —хорошая, стоящая личность, которая заслуживает самого лучшего. У жертвы есть полное право пройти по жизни без того, чтобы вы причиняли ей боль и страдание. Жертва—это вы.
Дух айки-тактики и айки-тактика духа
Поля сражений всего мира находятся в сердце. На протяжении всей книги мы употребляли выражение "защитный дух". Так что же это за дух, который так защищает? Что он призван защищать?
Дайторю: общий обзор
Полагают, что дайторю возникло в семье императора сэйва (период правления 858—876 гг. Н. Э.) И в одиннадцатом веке было в значительной степени развито одним из потомков императора, синра сабуро минамото но ёсимицу.
Базовые техники
Правой рукой наносит тори удар по голове. Тори поднимается в движении огненного дракона (айки-агэ), блокирует атаку, перехватывает руку укэ в области локтя и запястья и ведет ее назад к голове укэ. (в этом последнем движении, которое называется фукаку дэн, каждая техника должна исходить из прямой центральной линии.)
Техники среднего уровня сложности: броски
Укэ правой рукой захватывает правое запястье тори. Тори левой ногой делав шаг вперед, берет запястье укэ в замок котэ-гаэси, делает скользящее движении обеими ногами по диагонали вправо от укэ и, чтобы выполнить бросок, делает рубящее движение вниз через запястье укэ.
Техники среднего уровня сложности: удержания
Представленные в этом разделе техники удержания — это типичные образцы техник начального, среднего и высокого уровня. Многие из этих техник могут также выполняться как броски.
Техники высокого уровня сложности: несколько нападающих
Укэ 1 левой рукой хватает левое запястье тори, а укэ 2 правой рукой хватает его правое запястье. Тори поднимает правую руку-меч движением айки-агэ и одновременно с этим правой ногой делает шаг вперед.
Техники высокого уровня сложности: каэси-вадза
Каэси-вадза — это «обратные техники», используемые для противодействия попыткам бросить или сделать удержание. Даже не изучая специально каэси вадза, большинство занимающихся чувствуют, когда противник делает технику небрежно и дает возможность ускользнуть.
Другие техники
Существует четыре способа удержания нападающего: надавить на кости, выкрутить мышцы или суставы, ущипнуть за кожу или схватить за волосы. Атакам, направленным на кожу и волосы, можно противостоять сравнительно легко, и поэтому в дайторю техники против такого рода атак традиционно держались в секрете
Техника будо
Бу происходит от собственных сущности и разума бога и является главной духовной составляющей истины, добра и красоты, воплощенных в основании нашей нации. Будзюцу возникло вместе с имперской нацией, и его начало положено искренностью выражения котодама, идущего от айки между человеком и сотнями богов (ками).
Сувари вадза техники в положении сидя (иллюстрации)
Си хакама чёрного цвета: бьёт укэ в лицо правой рукой, а левую выбрасывает к его подмышке, одновременно приподнимаясь поднимая коси в положение кидза.
Тати вадза техники в положении стоя (иллюстрации)
Си: наносит удар правой тэгатана рукой-мечом, а левую руку выбрасывает к правой подмышке противника.
Мунэ грудь, ворот, шея
Бьёт укэ в лицо и хватает его кисть возле своей шеи правой рукой; затем, немного опуская коси, делает глубокий вход левой ногой, так чтобы втянуть к своему корпусу атакующую правую руку противника. Теперь си нажимает на правый локоть противника, поместив на него левую руку.